Новости - Отдел развития

Особенности автоматизированных магазинов

Автоматизированные магазины без продавцов довольно успешно внедрены в США и Китае крупнейшими компаниями, как Amazon. Учитывая опыт внедрения и особенности работы таких магазинов, можно выделить сразу несколько особенностей торговых точек нового формата, которые в будущем могут воплотиться в реальность. В России подобная практика пока остается на уровне разговоров, хотя крупные ритейлеры пытаются внедрить отдельные зоны для самостоятельной покупки без кассиров — такие есть и в «Магните» и в сети «Окей». Каждую из особенностей прокомментировали представители российского рынка ритейлера в беседе с журналистами сайта retailer.ru. 

Основные особенности автоматизированных магазинов

  • Роботизация большинства процессов

Уже сейчас роботы могут частично заменить обслуживающий персонал магазина: от мерчендайзеров до непосредственно продавцов. Так, уже внедряются роботы, способные осуществлять контроль за выкладкой товара на полки — скорость их мышления и работы в разы превышает человеческую, и минимизирует вероятность ошибки. Так. робот Tally от Simbe Robotics всего за час может провести ревизию среднестатистической полки супермаркета, проверив наличие и правильность выкладки товара, а также сверить текущие цены. Вместо продавцов уже сейчас в современных торговых точках установлены умные автоматы с голосовой поддержкой. По словам руководителя проектов DIS Group Руслана Шагалиева такие автоматы скоро получат повсеместное применение. Новая роботизированная техника может не только помогать покупателю в вопросам ассортимента и цен, но и давать рекомендации, исходя из предыдущих покупок и уровня дохода. Мнение Шагалиева поддерживает директор по развитию «Ситилинк» Михаил Замыцкий, который говорит о необходимости использования человека в магазине исключительно для живого общения, в то время как их работу будет осуществлять роботизированная техника.

  • Полный отказ от кассиров

Говоря об отказе от обслуживающих кассиров, речь идет о технологии бескассовой оплаты, которая при успешном внедрении может стать ведущей ритейл-технологией. Масштабные тестирования мобильного приложения для сканирования товара и бескассовой оплаты проводит британская компания «Tesco». Их приложение Scan Pay Go позволит избавиться от традиционных касс, подобную идею планируют внедрить несколько британских розничных сетей, как Sainsbury.

По мнению российских экспертов, бескассовая оплата является одной из самых перспективных инноваций в сфере ритейла. Так, по словам владельца digital-агентства 24ttl Юрия Шишкина, подобная идея уже прекрасно реализована в успешной сети автоматизированных магазинов Amazon Go. В них за учет приобретаемого товара отвечает трекинг-камера, когда при входе в магазин потребитель синхронизирует смартфон с приложением Amazon Go — так и осуществляется оплата всей продукции.

Еще одним примером успешного внедрения бескассового оборудования является приложение WeChat от китайской Tencent. В 2018 году они разработали и внедрили решение по реализации бескассового расчета в сети маркетов китайской компании Carrefour — она во многом схожа с Amazon Go, однако оплата происходит после сканирования кода через смартфон или планшет.

В продолжении беседы Шишкин подчеркнул, что подобные технологии в ритейле позволяют существенно сэкономить время и средства, решив проблему бесконечных очередей. При этом бескассовая оплата позволяет получать важнейшие данные о потребителе в онлайн и оффлайн-сфере, что предоставляет широкие возможности для разработки маркетинговых стратегий.

  • Роботизация складских помещений

Складская робототехника уже активно используется более 2 лет на крупнейших корпорациях ритейла. Флагманом традиционно остается Amazon, у которого в наличии на складских помещениях по всему миру работает более 100 000 роботов, что в позволило снизить операционные расходы почти на 20%. Среди европейских ритейлеров в роботизации складов преуспела компания Ocado — на их складах роботы передвигаются по многоуровневому помещению с товарными ячейками. Забрав товар с полки, робот двигается в человеку для передачи.

Испанская Zara открыла один из первых полностью роботизированных пунктов выдачи заказов — умные роботы обрабатывают онлайн-заказы и выдают заказчику. В пункте есть сенсорный терминал и сканер кодов, который получает клиент при покупке и который видит система для проверки. По словам директора по развитию бизнес-приложений «Инфосистемы Джет» Татьяны Вандышевой, необходимость оптимизации и улучшения эффективности будет способствовать развитию автоматизированных объектов ритейла, и роботизация станет обыденностью. 


Ситуацию с автоматизированными магазинами в начале 2020 сложно назвать стабильной — за последний год количество магазинов в мире не сильно выросло, по крайней мере известные ритейлеры не открывали крупные точки. Однако глобальная мировая проблема с короновирусом может стать крупным шагом к увеличению популярности автоматизированные точек и крупных гипермаркетов. Тотальный запрет на посещение сейчас вынуждает ритейлеров терять космические суммы денег, а потребители все так же нуждаются в продукции. И на волне всеобщей паники магазины без контакта с человеком могут стать реальным способов решения проблемы, особенно если подключать робототехнику. Первыми взялись за дело, естественно, китайские ритейлеры. Там уже больше 2-х месяцев применяется применяются роботы, доставляющие находящимся на карантине людям медицинские препараты и еду. Большую популярность вендинг-автоматы и автоматизированные супермаркеты получили в Южной Корее. Роботы-беспилотники способны принести реальную пользу в условиях пандемии, и в качестве при мера можно привести сервис Meatbox 365.


Торговые автоматы Meatbox 365 предоставляют клиентам свежей мясо 24/7 — в ассортименте представлена свинина, баранина и говядина, а также широкий выбор гарниров и салатов. Установка таких автоматов в условиях тяжелого кризиса, связанного с пандемией короновируса, позволит снабжать нуждающихся свежей едой при отсутствии контакта с человеком. Перспектива вендинг-автоматов в 2020 году зависит от ряда факторов: продолжительности и тяжести пандемии, добросовестности ритейлеров в отношении санитарных норм, и согласования внедрения автоматов с местными властями. Сейчас говорить об успехе внедрения автоматизированных магазинов рано, однако перспектива есть.


Возврат к списку