Новости - Отдел развития

Коворкинг-офисы: популярное направление коммерческой недвижимости

Слово «коворкинг» вошло в обиход участников бизнес-сферы почти 10 лет назад, и сейчас из одного из способов организации работы превратилось в целое течение со своими особенностями и тенденциями. Определение коворкинга лежит в самом названии: co-working можно перевести с английского как «совместная деятельность». В 2019 году отмечается стабильная тенденция к росту количества арендуемых помещений под коворкинг.
Совместная трудовая деятельность в рамках одного офиса настолько привлекла крупных участников коммерческого бизнеса, что они не только арендуют помещения для коворкинга, но и переоборудуют стандартные офисы в современные «трансформеры». Такие офисы идеально подходят под современный стиль: когда за несколько минут комната менеджеров превращается в конференц-зал или пространство для мозгового штурма. Его можно быстро покинуть, и переехать но новое место работы в пределах город. Тренд на создание коллективных офисов затронул все развивающиеся страны. 

ОСОБЕННОСТИ АРЕНДЫ КОВОРКИНГОВ

Главное отличие коворкингов для арендодателя: отсутствие фиксированной арендной ставки. Компания платит за работу на арендуемой площади в течение месяца или трех, и владелец получает доход от количества работающих компаний в течение месяца. Рентабельность такого офиса напрямую зависит от заполняемости в течение месяца. Аналитики утверждают: для удержания рентабельности на приемлемой отметке необходимо, чтобы коворкинги ежемесячно заполнялись на 60-70%. И если брать среднюю площадь, окупаемость данного вида коммерческой недвижимости составляет от 12 до 15 лет.

ПОПУЛЯРНОСТЬ В ЦИФРАХ

Как сообщают аналитики агентства недвижимости Knight Frank, на сегодняшний день в бизнес-сообществе функционирует более 18 000 коворкингов, в которых участвуют в сумме примерно 1,7 млн человек. Для сравнения: в 2010 году было зарегистрировано чуть более 500 (+3 500%) коворкингов, в которых работало не более 21000 человек (+8 000%). Аналитики агентства Emergent Research через год предсказывают увеличение количества коллективных офисов до 26 000. 
Однако, несмотря на подобный рост, коворкинги по-прежнему занимают 10% от офисного предложения мирового рынка аренды. Но резкий всплеск популярности коворкингов неуклонно влияет на показатели аренды в коммерческой недвижимости. Так, один из ведущих европейских операторов WeWork, работая с 2011 года, стал лидеров по количеству арендованной коммерческой недвижимости в Лондоне. Сейчас многие крупные корпорации заметили свои плюсы в использовании стиля коворкинга, и пытаются точечно внедрить его в разные отделы. С параллельным развитием сферы фриланса создать целый отдел, «кочующий» по миру в коворкингах — для владельца компании не составит труда.

КОВОРКИНГИ МЕНЯЮТ СОВРЕМЕННЫЕ ОФИСЫ

Европейские аналитики коммерческой сферы отмечают, что популярность коворкингов заставляет арендодателей переоборудовать офисные помещения в соответствии с современными реалиями, делая их более гибкими. Крупные игроки понимают, что цифровизация и развитие технологий требует модернизации офисов, однако данный переход не будет столь быстрым, начинаясь с косметических изменений организационной структуры небольших отделений с целью наблюдения и эксперимента. Конечно, тема коворкинга в основном касается молодых сфер бизнеса: IT-компаний, организаций в сфере консалтинга, продвижения, юриспруденции и других узкоспециализированных сфер, где работают люди среднего и молодого возраста, в основном «на себя».

Существует свое определение нового стиля офисов: «пространство как офис», что подразумевает адаптивность коммерческих помещений под различные процессы и виды деятельности. Организация коворкингов, судя по успешному опыту уже действующих по этому стилю компаний, имеет свои преимущества над стандартными офисами. Современные коворкинги отличаются большой площадью (1 000 — 4 000 кв.м рабочего пространства никого не удивят), наличием чилл-зон и более смелым дизайном. Полный список преимуществ будет представлен в следующей статье.

Возврат к списку