Автоматизированные магазины стремительно закрываются. В чем причина?
Автоматизированные магазины попросту «взорвали» мировой ритейл в 2018 году с подачи азиатских компаний. О них вышла серия новостей, где перспективы магазина без продавцов описывались более чем радужно. Покупателю, по задумке ведущих умов ритейла и сферы ИИ больше не нужно будет общаться с человеком, для покупок будет достаточно смартфона с установленным приложением магазина. В планах китайских и японских гигантов был запуск более 1 000 автоматизированных торговых точек без продавцов и обслуживающего персонала, с использованием дронов последних разработок. «Беспилотники» любых размеров (так назвали подобные магазины эксперты) должны были через пару лет прочно занять свою нишу, вытеснив крупные гипермаркеты, однако на деле ситуация оказалась не столь радужной. Уже в 2019 году, когда автоматизация торговых точек «поразила» Европу и США, их востребованность стала стремительно уменьшаться. В чем причина откровенной неудачи магазинов без продавцов, останется ли подобный формат на плаву, постаралась дать ответ редакция портала retail.ru
«Беспилотники» не приносят радости
На первых порах концепция магазина без персонала выглядела крайне современно и футуристично: вы берете с собой лишь сумку и телефон, проходите в торговую площадь, выбираете нужный товар без очередей, сканируете его и оплачиваете на месте в режиме онлайн через банковскую систему. Украсть товар не позволит охранная система на выходе, сканирующая собранную потребителем корзину, и выпускающая при наличии всех оплаченных в ней товаров. Всего на покупку тратится не больше 4 шагов — общество, стремящееся к экономии времени и удобству, должно было оценить подобный подход и быстро ввести его в повседневную жизнь.
Примерно также думал репортер из города Урумчи — небольшого районного центра в северо-западной части Китая. Он посетил первый беспилотный магазин еще в ноябре 2017 года, с целью сделать потрясающий репортаж в восторженных тонах. Однако его удивлению не было предела, когда он вместо толп людей обнаружил полностью пустой магазин. В своем репортаже он отметил, что, «похоже, при наличии большого количества технологий, у людей нет никакой радости от совершаемых покупок».
Для одного из самых технологичных в мире, китайское общество идеально подходило для внедрения магазинов без персонала — полностью управляемая искусственным интеллектом торговая точка с доставляющими заказы дронами и системой оплаты в два клика отлично встраивалась в китайскую систему ценностей. Так думали и крупнейшие ритейлеры Китая: Jingdong Mall, Alibaba, RT-Mart, которые с конца 2017 года стали повсеместно открывать торговые точки самообслуживания как символ нового будущего ритейла. Но реальность оказалась гораздо суровее.
Первые успехи и неудачи
К концу 2017 года в различных районах Поднебесной было открыто более 200 супермаркетов нового формата, и на дальнейшее развитие у гигантов ритейла было заложен большой бюджет. Всего крупным и средним ритейлерам удалось привлечь более $620 млн, и открытие точек продолжалось вплоть до середины 2018 года — выручка «беспилотников» стремительно росла наравне с интересом новых потребителей. Успехи породили новые рекорды — в мае 2018 JD Mall открыл первый круглосуточный гипермаркет без обслуживающего персонала площадью более 240 кв.м., а уже в июле представители продуктового гиганта объявили о плане по запуску более 5 000 «беспилотников» до конца года в крупнейших районах страны. Пик популярности новых торговых точек заставил руководство JD Mal сделать ошеломляющее заявление об открытии по 1 000 (!) магазинов в день к концу 2019 по всему Китаю, включая сельские районы. Но подобный энтузиазм спал уже через 3 месяца, когда от планов по открытию 5 000 магазинов решено было отказаться.
По прошествию полугода востребованность автоматизированных магазинов резко сошла на нет, и это привело к первым закрытиям небольших и средних компаний — спустя всего 4 месяца после открытия банкротом объявила себя компания GOGO, а другой известный на китайском рынке игрок, i-Store закрыл значительное количество «беспилотников». Но в СМИ и на рынке ритейла первые новости о неудачах были восприняты крайне спокойно — крупные ритейлеры не только находились на плаву, но и открывали новые автоматизированные точки. Однако на деле открытие новых точек не было вызвано успехом — у лидеров рынка попросту были заложены огромные средства на развитие, и они могли запускать «беспилотников» без ущерба бюджету. А лояльные к крупным игрокам потребили продолжали по инерции посещать новые для них супермаркеты еще в течение нескольких месяцев, что не сказывалось на снижении выручки и создавало впечатление успешности проекта.
Причины закрытия «беспилотников»
Мировые эксперты после резкого снижения интереса к автоматизированным магазинам стали подробно изучать причины массового сворачивания проекта. Основными причинами стали:
- Слишком бурный старт
- Сила привычки потребителей
- Скудный ассортимент
Еще одна веская причина падения спроса на автоматизированные магазины — новый тренд Китая на поставку ультрасвежей продукции, которая не задерживается на прилавке больше 1-2 дней. Магазины нового формата попросту не могут позволить себе хранение овощей, мяса и фруктов, что негативно сказывается на потребительском спросе.